+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Двадцать второго ноября 2024 года в г. Волжский Волгоградской области прошел форум "Профессии будущего".

В рамках указанного мероприятия руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс по публичным выступлениям для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

По отзывам участников, мастер-класс был динамичным и позитивным. 

"Меткое слово" благодарит организаторов форума за приглашение к сотрудничеству, а участников - за проявленное внимание и активность! 

 

Сегодня в России отмечается День народного единства. Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех с этим праздником! Сила страны, государства в сплоченности народа! Всем успехов и благополучия!  

 

Двадцать восьмого октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг «Публичные выступления: как держать себя на сцене» в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Мероприятие было предназначено для участников акселерационной программы по предпринимательству, реализуемой университетом. В конце тренинга прозвучало много отзывов о том, что мероприятие было интересным и полезным.

 

Двадцать третьего октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг "Ораторское искусство: как достигать успеха в публичных выступлениях" для группы сотрудников ООО "ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ". Мероприятие прошло в режиме позитива и драйва. По отзывам участников, материал тренинга был полезным, практичным и хорошо структурированным. 

 

Весной этого года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин прошел курс повышения квалификации "Теория и практика коммуникации" в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Недавно учебное заведение прислало соответствующее удостоверение.

 

 

Список сообщений по тегам

Нужно ли руководителю компании целенаправленно учиться ораторскому искусству? Я уверен, что да. На это есть как минимум три весомые причины.

Во-первых, потому что топ-менеджер - это, как правило, самый публичный человек в компании, взаимодействующий с клиентами, поставщиками, подрядчиками, чиновниками, представителями общественности и любыми другими лицами. И глядя на то, как выглядит и говорит руководитель, люди начинают формировать свое мнение о компании (а как мы все помним, ни у кого нет второго шанса произвести первое впечатление). Если руководитель изьясняется внятно, логично и грамотно, то люди неосознанно начинают переносить свое восприятие с топ-менеджера на всю компанию (мол, у них там, видимо, все чётко, понятно и прозрачно, а значит им можно доверять и с ними сотрудничать).

Во-вторых, потому что любой руководитель осуществляет взаимодействие со своими сотрудниками в ходе деловых бесед, дискуссий и совещаний. От его умения информировать, разъяснять, убеждать, поддерживать, воодушевлять во многом зависит как эффективность постановки задач и делегирования полномочий подчинённым, так и моральный климат в коллективе.

В-третьих, потому что умение хорошо говорить и выступать публично не является чем-то автоматически появляющимся у человека, в результате его назначения на должность топ-менеджера. Если хороший уровень оплаты труда, шикарный кабинет, служебный автомобиль и прочие материальные блага могут быть предоставлены руководителю собственником компании, то ораторское мастерство вместе с должностью никто передать не может. Его развитие требует самостоятельного целенаправленного приложения усилий. Ведь не случайно говорят, что ораторами не рождаются, а становятся.

Алексей Дудин

Как-то раз в ютубе мне попалась запись выступления известного бизнесмена Евгения Черняка в украинском Национальном аэрокосмическом университете им. Н. Е. Жуковского (бывшего во времена Советского Союза Харьковским Авиационный Институтом) в рамках социального образовательного проекта Школы IT-профессионалов «ProfIT». Зал был полон слушателей. Все выступление Евгения было построено по обычной для него схеме, т.е. не в виде заранее подготовленного доклада, а в виде живых ответов на вопросы, которые задавали участники мероприятия. В целом суть сказанного им слушателям была достаточно проста (но от этого слова Евгения не стали менее значимыми для аудитории): не останавливаться на достигнутом, постоянно читать и развиваться, ставить перед собой цели и неустанно работать для их достижения, а также учиться грамотно работать с рисками.

И вот ближе к концу мероприятия один парень, взял микрофон, и сказал примерно следующее: «В течение жизни я прочитал множество мотивационных книг, как экономист освоил нужные профессиональные знания, всю жизнь работал. Но как был «нищим», так им и остался, а хочу быть миллионером как вы. И когда я смотрю на вас, то понимаю, что я ничем не хуже чем вы. Что мне нужно сделать, чтобы «подняться» и продвинуться? У меня хороший спортивный дух. Я тоже хочу выступать!». Во время произнесения своей речи парень был вполне уверен в себе и своих силах.

В связи с этим Евгений решил дать ему шанс проявить себя. Он пригласил его на сцену и сказал: «Представь себе ситуацию, что ты выступаешь на этом мероприятии и тебе задали вопрос про метрики бизнеса, т.е. про то, как измерить эффективность работы компании. Чтобы бы ты ответил людям?».

Парень, бодро представился аудитории, потом сказал, что является магистром экономики и затем перешел к сути заданного ему вопроса. Создалсь впечатление, что настал его «звездный час». Но буквально через пару мгновений все поменялось. Парень начал говорить правильные вещи, но затем его в буквальном смысле накрыла волна адреналина и он «поплыл». От состояния уверенности не осталось и следа. Вся речь превратилась в некий набор плохо связанных друг с другом слов. Попытки взять себя в руки, к желаемому результату не привели. Слишком велико оказалось волнение. В итоге, парень был вынужден признать, что у него не так уж хорошо получается выступать со сцены, как ему представлялось до этого момента. Евгений постарался его успокоить. А также отметил, что подобные живые выступления не прощают поверхности и популизма. Чтобы бизнес-спикер был интересен слушателям, ему нужно, с одной стороны, реально иметь что-то полезное, чем он будет делиться с аудиторией (обладать экспертностью), а с другой - иметь хорошие навыки публичных выступлений. И пожелал ему успехов в развитии указанных моментов. Покидая сцену, парень поблагодарил Евгения и сказал, что произошедшее является лучший подарком для его развития.

Зачем я рассказал вам всю эту историю?

Для того, чтобы отметить важный, с моей точки зрения, момент.

Каждому из нас, время от времени, жизнь предоставляет хороший шанс проявить себя перед другими людьми в публичном пространстве. Тот, кто оказывается готов воспользоваться представившимся случаем, может буквально за несколько минут сделать заметный рывок в развитии своего бизнеса или карьеры. Тот же кто, оказывается не готов, не только «профукивает» свой «звездный час», но и формирует о себе совершенно не то впечатление, которое ему хотелось бы.

Достойно проявить себя в публичном пространстве, без умения хорошо говорить, деловому человеку практически невозможно. Поэтому регулярно инвестируйте свои силы и время в повышение ораторского мастерства (в том числе в развитие навыка спонтанного говорения). Только так вы сможете быть готовым хорошо проявить себя на сцене, когда представится соответствующий случай.

Алексей Дудин

В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.

Антон Демьянов

Нередко в нашей речи присутствуют "слова-паразиты" (а также выражения и восклицания), которые не несут никакой смысловой нагрузки. Такие как: "то есть...", "как бы...", "типа...", "ну...", "э...", "гм...", "ммм...", "в общем", "короче говоря" , "это самое" и т.п.

Они делают нашу речь значительно менее четкой, понятной, интересной и убедительной, чем она могла бы быть. Поэтому, если вы хотите добиться высот ораторского мастерства, то вам важно очистить свою речь от любых "мусорных" слов, выражений и восклицаний.

Это требует планомерной и целенаправленной работы. Ее логику можно описать в четырех ключевых шагах.

Во-первых, нужно начать внимательно следить за тем, что и как мы говорим, когда выступаем публично и когда общаемся тет-а-тет.

Во-вторых, выявить свой персональный набор "слов-паразитов" на текущий момент.

В-третьих, приучить себя делать паузы в тех местах, когда возникает желание произнести что-то лишнее.

В-четвертых, время от времени проверять не затесалось ли в вашу речь какое-нибудь новое "мусорное" словечко или выражение.

Уделите внимание работе над чистотой своей речи по описанному алгоритму и ваша коммуникация с окружающими людьми выйдет на новый уровень!  

Алексей Дудин

Каждому спискеру полезно время от времяени снимать свои выступления на видео, а затем проводить честный "разбор полетов".

Почему это важно?

Потому, что во время выступления спикер основной фокус внимания направляет на общение и взаимодействие с аудиторией и, вследствие этого он не может отследить абсолютно всех аспектов и мелочей своей речи и своего поведения. А видеокамера поволяет беспристрасно зафиксировать абсолютно все, что происходит с оратором в ходе выступления. Так, например, просматривая видеозапись можно заметить несколько слов-паразитов, промелькнуших в речи, но не зафиксированных сознанием. Или, скажем, обнаружить, какой-то недостаток во внешнем облике, который ускользнул при взгляде в зеркало перед выходом к публике. А может быть выявить какой-то неуместный жест или передвижение и т.п.

Благодаря просмотру видеозаписи и "разбору полетов" можно выявить сответствующие упущения и найти способы их предотвращения в будущих выступлениях. 

Кто-то может возразить, что мол опытному спикеру подобный видеоконтроль не нужен, ибо хороший оратор отмечает все плюсы и минусы сразу по ходу своего выступления и затем способен провести грамотный самоанализ без изучения "кинохроник".

Безусловно, чем опытней оратор, тем больше параметров и нюансов в своем облике, своей речи и своем поведении он может отслеживать и брать на заметку прямо по ходу выступления. Однако, каким бы багажом выступлений не обладал спикер, его память не зафиксирует 100% всего того, что происходило в ходе выступления. Изучение ситуации взглядом стороннего наблюдателя (как это происходит при просмотре видео) всегда более информативно и объективно. Здесь можно провести параллель со спортом. Опытный боксер или борец, покидая место схватки может отметить плюсы и минусы своего выступления, но тренер, наблюдавший за поединком со стороны сможет рассказать о том же самом гораздо лучше. 

Также кто-то может возразить относительно видеоконтрол, что если выступление длительное, то чтобы просмотреть и проанализировать соответствующую запись также потребуется много времени, что в наш стремительный век непозволительная роскошь.

С указанным доводом сложно спорить. Время дорогой и невосполняемый ресурс. Однако, уверен, что как и в других аспектах жизни, желающийищет возможность, а нежелающий причину. В этой связи спикер, стремящийся к совершенствованию своего ораторского мастерства, вполне может производить съемку не всего выступления, а 2-3 фрагментов по 3-5 минут каждый. Этого в целом будет достаточно, чтобы затем посмотреть на себя со стороны и сделать выводы о своей речи, своем поведении и своем внешнем облике на сцене. Также можно осуществлять съемку всего выступления, а просмотр произвести частичный, выбрав для этого 2-3 фрагмента соответствующей видеозаписи.

Используйте периодически в своей ораторской практике видеоконтроль и это даст вам возможность улучшать качество своих публичных выступлений и повышать уровень своего ораторское мастерства.

Алексей Дудин

Недавно был с семьей на отдыхе в Кисловодске. В многих кафе, расположенных на Курортном бульваре, по вечерам играет живая музыка. Сидишь, кушаешь и слушаешь музыкантов, которые чинно и степенно исполняют свою программу. Хорошо играют, хорошо поют, но зачастую без какого-то внутреннего огонька. Возможно потому, что исполняют те или иные музыкальные композиции в четыреста семьдесят первый раз, вследствие чего работают на «автомате», утратив живость и не ощущая куража от происходящего.
И вот в один из вечеров на Курортном бульваре, по которому мы прогуливались, два паренька устроили музыкальное представление, исполняя различные популярные песни, нередко в своей авторской манере. Достаточно быстро вокруг них образовался заметный круг слушателей. Пожалуй, ребята не были столь профессиональны как музыканты, выступающие в кафешках, но в них было столько энергии, азарта и позитива, что это сразу привлекало и подкупало слушателей. Люди стояли и смотрели на ребят, а также делились с ними своими монетами и банкнотами. Они воспринимали их не как фон, дополняющий ужин, а как «основное блюдо» - представление, дарящее им удовольствие и радость за которое они были готовы заплатить.
«Какое это имеет отношении к ораторскому искусству?», - спросите вы. «Прямое», - отвечу я. Внутренний драйв и азарт от проводимого выступления очень важны для оратора. Их не заменить выученными приемами и техниками публичной речи. Ибо красивые слова без искреннего живого наполнения подобны красивой обертке под которой скрывается пустота.
Поэтому как бы высоко вы не забрались на гору ораторского мастерства, стремитесь сохранить в себе при работе с аудиторией живость, искренность и драйв. Тогда ваши слушатели будут ощущать, что вы по-настоящему интересуетесь общением с ними и стремитесь передать им свои мысли и идеи от сердца к сердцу. И уже только за это они будут благодарны вам и будут готовы простить вам огрехи в технике вашей речи или манере проведения выступления.


Алексей Дудин

Достаточно ли для успеха в жизни иметь диплом престижного ВУЗа и быть квалифицированным специалистом? Я уверен, что этого мало. И «технарю» и «гуманитарию» нужно уметь хорошо говорить.

Наша речь – это мощнейший инструмент как обмена информацией, так и оказания влияния на окружающих. Поэтому в любом деле тот, кто умеет говорить красиво, понятно и убедительно всегда будет услышанным. И, кроме того, он будет опережать своих конкурентов. Почему так? Потому, что вся наша жизнь строится на общении. Выбирая между двумя равноценными специалистами, люди (руководители, клиенты, партнеры и т.п.) всегда будут отдавать предпочтение тому, кто лучше владеет словом, кто умеет логично выстраивать свою речь и ставить акценты на главном. Улучшить свою речь может каждый.

Учиться искусству риторики и повышать свое ораторское мастерство никогда не поздно. Можно начать в любой момент времени, не дожидаясь наступления удачного момента, нового года или понедельника. Чем раньше человек овладеет умением говорить складно и красиво, тем легче ему будет управлять своей жизнью: строить отношения, сдавать экзамены, проходить собеседования и взлетать по карьерной лестнице, делать успехи в бизнесе, политике или любой другой сфере деятельности.

 

Роман Лушин

В публичных выступлениях людей обычно страшит два момента. Первое - это неизвестность (неопределенность) того, что будет происходить в ходе выступления. А второе - то, что аудитория может их осмеять или обругать.

Оба момента можно постепенно преодолеть, если целенаправленно и регулярно тренировать свое ораторское мастерство. Для этого требуется читать книги, смотреть обучающие фильмы, посещать тренинги, анализировать выступления известных ораторов, а также практиковаться в выступлениях перед другими людьми. Начинать можно и нужно с малого - с того, чтобы рассказывать близким и друзьям анекдоты, пересказывать им содержание прочтенной книги или просмотренного фильма, произносить тосты на торжествах, где довелось оказаться в качестве гостя и т.п. Учащиеся могут также договариваться с преподавателями о том, что они будут выступать перед своими собратьями по учебе с какими-либо докладами. Работающие люди могут аналогичным образом организовать для себя выступления с докладами на совещаниях, собраниях, презентациях и т.п. в компании, где они трудятся по найму или владельцем которой являются.

По мере обретения знаний и опыта, человек формирует представления о том, как проходят публичные выступления. Учится управлять данным процессом. И то, что раньше было неизвестным и неопределенным, станет очевидным и понятным, а значит. будет вызывать волнение на порядок меньше, чем раньше. Тщательная подготовка к произнесению конкретной речи по предложенному плану (главная мысль, тезисы, правило композиции) и знакомство с местом будущего выступления также снизит фактор неопределенности и связанный с этим стресс.

Что касается опасений быть осмеянными или обруганными, то здесь также в ходе обретения знаний и опыта для людей, развивающих свое ораторское мастерство, становится очевидным, что понравиться всем и всегда невозможно. В любой ситуации могут найтись люди, которым что-то будет казаться ошибочным, веселым или нелепым. Осознание этого факта на фоне обретенных знаний и опыта существенно снижает страх возможного неприятия спикера со стороны части (или всей) аудитории.

Кроме того, снизить градус переживаний помогает также признание за собой права на ошибку. Любой может «сесть в галошу». Порой это случается даже с профессиональными и медийными персонами. И ничего фатального от этого, обычно не случается, земля не останавливает свой ход, и солнце на небосводе не гаснет. 

Алексей Дудин